Кто заменит McDonald"s в Петербурге?
Многие западные бренды, работающие в сегменте быстрого питания, заявили о приостановке деятельности. Сейчас неизвестны факты о разрыве договорных арендных отношений с компаниями, вошедшими в этот список приостановленных. Эксперт рынка недвижимости коммерческой недвижимости Петербурга Полина Фиофилова рассказала о том, кто может заменить McDonald"s.
Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU:
- Уже сейчас, очевидно, что рынок меняется и претендентов на пустующие помещения достаточно много. Но сейчас делить шкуру неубитого медведя пока ещё рано. Поэтому все реальные операции будут тогда, когда станет понятно, ушла компания или нет.
В то же время есть собственники, которые заявляют, что перспективный игрок "Теремок" может занять лучшие места McDonald"s. При этом сам "Теремок" говорит, что всё достаточно неважно и он сам будет частично уходить с рынка и, естественно, не будет активно развивать свою сеть. Многие собственники помещений, где сидит "Теремок" хотят расстаться с этой сетью несмотря на происходящее, с другими компаниями. Вероятно, что у таких собственников есть понимание, что их площадки будут востребованы всегда. Так у нас уже есть клиенты, которые говорят про себя, что они будут новым "Теремком" просто быстрее и дешевле. Таким образом, можно говорить, что стоит ждать тренда на более дешёвое питание из-за снижающихся доходов. Пирожки, блины и пышки были всегда актуальны - особенно в тяжёлые времена.
Вероятно, что тяжёлые времена настали для ресторанов высокой кухни, так как многие ингредиенты подорожали до 50%. Конечно, это приводит к повышению цен. Думаю, что вероятность закрытия в этом сегменте достаточно значительна среди тех организаций, которые не сумеют адаптироваться к новым условиям и найти отечественных производителей.
Важно понимать, что места у McDonald"s, действительно, классные, но при этом помещения за ними обычно большие и с большой технологической зоной. При этом зона посадки, наоборот, относительно небольшая. Таким образом, для классических ресторанов такие помещения будут не очень подходящими. Но для прямых конкурентов McDonald"s, например, для Burger King, который активно развивался. При этом мастаба McDonald"s Burger King не достиг и они не смогут занять все точки своего конкурента.
Думаю, что если всё-таки McDonald"s окончательно уйдёт и его помещения освободятся, то их частично смогут занять столовые, которые активно развивались даже в пандемию. Такие форматы активно развиваются в кризисы. Это происходит из-за низкого чека и высокой проходимости. Хороший пример "Столовая N1", которая сидит в топовых местах, но при этом имеет ассортимент, начиная от 20 рублей.
Также одним из претендентов, возможно, будет "Додо Пицца". Эта крупная российская сеть, которая за последнее время стала активно развиваться. Сейчас их настрой нацелен на открытие новых точек. При этом понятно, что осилить все точки они не смогут по причине в том числе и отличия технологии. На данный момент формат их заведений рассчитан на помещения площадью 150-180 кв. м.
Также мы видим, что Шоколадница вернулась на Невский проспект. Ещё недавно мы видели, как было закрыто много точек этой сети. Сейчас возможно что-то изменится.
Кроме того, в пандемию активно развивались шавермы. Это малый формат, но он сильно вырос за пандемию. Потенциально сети, работающие в этой категории, могут занять места. Например, сети "Евро Кебаб", "Мастер Кебаб" занимают большие площади и имеют низкий средний чек.
Помимо этого, к потенциальным претендентам я бы отнесла пекарни, которые за последний год активно росли. Если раньше пекарня сети "Люди любят" брала помещение площадью 50 кв. м. и стоимостью 150-200 тыс. руб. в месяц, то сейчас они берут объект с арендной ставкой в 800 тыс. руб. в месяц. Аналогичный тренд отмечен по сети "Хлебник".