Искусственный интеллект (ИИ) постепенно внедряется не только в сфере IT, но и в разных формах бизнеса. Эти технологии уже пробуются в торговле, маркетинге, промышленности, на финансовом рынке.
Что такое «искусственный интеллект»
Так называют специальные компьютерные системы, при помощи которых программы могут самостоятельно обучаться особенностям работы в какой-либо сфере. Потом они выполняют узкоспециализированные задачи, которые раньше выполнял только человек. Использование ИИ дает возможность автоматизировать огромное количество ежедневных рутинных работ. Также ИИ может обрабатывать большие массивы данных, формируя из них ценные знания о тех или иных потребностях клиентов, ресурсах бизнеса, рисках, уязвимых местах.
Чат-боты
Они внедряются в техподдержку разных компаний. Многие клиенты задают похожие или одинаковые вопросы: «Как оформить покупку?», «Какие есть формы оплаты товара?», «Сколько занимает доставка?» и т.д. Отвечать на них может и робот, не обязательно использовать для этого человека. И чат-боты появляются постепенно во многих call-центрах, мессенджерах, приложениях. Судя по результатам опросов, клиенты не испытывают от этого никаких неудобств. Они готовы общаться и с роботом, лишь бы он давал исчерпывающие ответы на вопросы.
Чат-боты некоторых крупных российских операторов сотовой связи обрабатывают более 80 % всех обращений клиентов. В будущем планируется обучить ботов не только отвечать на вопросы, но и предлагать клиентам дополнительные услуги и продукты, которые для них могут быть актуальны.
В некоторых других сферах чат-боты выполняют не только функции консультанта, но и помощника менеджера. Они подбирают для каждого конкретного клиента скидки и рацион, ищут ближайшие к нему магазины, выступают важным для компании каналом обратной связи. Через одного бота может проходить до 4 тыс. полезных отзывов в месяц.
Роботы-рекрутеры
Некоторые компании уже используют электронных помощников даже в рекрутинге. Еще в 2016 году был предложен проект робота, в обязанности которого входит помощь менеджеру по персоналу. Он может сортировать резюме, выбирая из общего числа только самые подходящие, обзванивать соискателей, проводить первые собеседования. Один робот способен за рабочий день провести беседы с тысячей и более кандидатов.
Разработка таких инструментов требует больших вложений, но это считается выгодной и перспективной формой инвестиций. Потому что в будущем ИИ позволит оптимизировать процессы, существенно сократить издержки, связанные с выплатой зарплаты и обеспечением социальных гарантий обычным сотрудникам.