Инвестиции Бизнес от и до Экономика
Ивестиции Invest.RIN.RU - Российские и иностранные инвестиции   Российская Информационная Сеть
Сегодня:     ENGLISH  

Деловые новости
Инвестиции
Регистрация
Финансирование проектов
  • Предложения
  • Запросы
  • Предприятия
  • Продавцы
  • Покупатели
  • Консультант
  • Словари
  • Статьи, публикации
  • Законы, постановления
  • Литература, книги
  • Личный кабинет
    Бизнес новости
    Сайты для предприятий
    Портал
    Социология и бизнес
    Желтые страницы

    Лучшие тесты
    1. Что думают о вас на работе
    2. Деловая ли вы женщина
    3. Вы и ваша работа
    4. Деловой человек
    5. Оценка потребности в достижении
    6. Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
    7. Какое значение вы придаете деньгам
    8. Настойчивость
    9. Повезло ли вам с начальством
    10. Работа не волк, в лес не убежит
    11. Вкладчик или делец
    12. Ваши успехи на работе
    13. Не слишком ли много вы работаете
    14. Забываете ли вы о работе в свободное время
    15. IQ
    16. Умеете ли вы обращаться с деньгами
    17. Какой вы начальник
    18. Способны ли вы решить свои проблемы
    19. Верите ли вы в себя
    [показать все тесты]

    Наша кнопка:
    Советуем посетить:
  • Аукцион
  • Желтые страницы
  • VIP
  • Бизнес от и до...
  • Маркет
  • Интернет-магазин


  • Список статей

    Комментарии [2]

    Что у венчурного капиталиста на уме. Незаменимых у нас есть.

    В конце прошлого года по Рунету поползли слухи об инвестиционном буме. Пошли разговоры о том, что 'венчурные капиталисты' купили 'крупные доли' и 'контрольные пакеты' нескольких известных Интернет-проектов (не будем уточнять, каких именно), а скоро скупят весь Интернет.

    Общественное мнение сошлось на том, что 'мы свой Интернет задешево не продадим', и сулило буржуям, что те и в 50 миллионов не уложатся. При том, что количество реально заключенных сделок можно было пересчитать по пальцам одной руки и настоящих венчурных капиталистов среди инвесторов обнаружить не удалось (впрочем, это пока в силу целого ряда причин вообще редкая птица в наших краях), ожидания действительно поднялись, и в грядущий инвестиционный бум поверили многие. Между тем отсутствие в среде Интернет-предпринимательства опыта работы и общения с профессиональными инвесторами может сыграть с нашим сетевым бизнесом дурную шутку, коль скоро на Рунет и впрямь обратят внимание профессиональные финансисты. Сейчас в коллективном сознании сформировался образ венчурного капиталиста как некоего дяденьки, имеющего много денег, на которые он, не считая, покупает всякие Интернет-проекты, какие только под руку подвернутся, а потом, когда они раскрутятся, продает на фондовом рынке в десять, в сто раз дороже. В результате все в барышах, все довольны и счастливы. В этой глянцевой картинке есть масса расхождений с суровой действительностью, но здесь мы остановимся на одном моменте, а именно на том, каких покупок ищут венчурные капиталисты.

    Автору этих строк, который побывал в свое время и предпринимателем, и консультантом, а сейчас волею Господа стал этим самым венчурным капиталистом, пришлось уже неоднократно столкнуться с тем, что взгляды Интернет-предпринимателей и венчурных капиталистов на процесс инвестирования серьезно различаются. Обычно при первой встрече с венчурным капиталистом Интернет-предпринимателя постигает серьезное разочарование. Во-первых, венчурный капиталист оказывается не небожителем, а человеком из плоти и крови. Во-вторых, он спрашивает совсем не о том и предлагает совсем не то, что ожидалось. Дабы разобрать подробнее мифы, бытующие сейчас в среде предпринимателей, давайте рассмотрим, как представляют себе первое романтическое свидание соответственно Интернет-предприниматель (ИП) и венчурный капиталист (ВК).
    Вот два гипотетических разговора между ИП и ВК:
    В принципе ИП - не лучший пример для описания типа бизнесмена, которым интересуется ВК. Венчурный бизнес может относиться и к сфере разработки ПО или 'железа', и к телекоммуникациям, да и вообще необязательно должен быть связан с информационными технологиями. В свое время на венчурные деньги были выпестованы такие фирмы, как Federal Express и Starbucks Coffee Shops (известная в Америке сеть кофеен клубного типа). Сейчас венчурные индустрии обычно собирательно называют весьма нейтрально - 'быстрорастущие компании'. А на что же в представлении ВК похожа 'быстрорастущая компания', мы сейчас выясним.
    Сразу отмечу, что это, как и далее, далеко не тот профессиональный жаргон, которым пользуются венчурные капиталисты в такого рода разговорах, но все основные моменты пересказаны простым языком более-менее близко к сути. И, разумеется, так быстро решения принимаются лишь в сказке, в жизни же скоро только сказка сказывается.
    Обратите внимание, как по-разному выглядят идеальные диалоги с обеих точек зрения. Предприниматель мыслит так: '1. Сколько стоит моя компания? 2. За сколько не жалко продать?' Ценность компании не обсуждается, она постулируется. Дескать, скажем инвестору, что это Интернет, - ему сразу станет интересно. Венчурный капиталист смотрит на дело совершенно иначе. Для него первый вопрос: 'А кто вы сами такие?', потом: 'Что из этого выйдет в будущем?' и только потом: 'Сколько стоят ваши планы?' (планы, подчеркиваю, а не компания). Причем все вопросы ставятся без дураков: ожидается, что если ИП и не покажет бумажки, то хотя бы на пальцах объяснит, почему то и это так, а не иначе. И лишь после этого начинаются разговоры собственно о цене компании.
    И мы плавно перетекаем в тему 'Легенды и мифы о венчурном капитализме'.

    Миф
    Венчурный капитализм - это инвестиции в идеи
    Правда

    Венчурный капитализм - это инвестиции в людей
    Основная проблема, которая стоит перед венчурным капиталистом, - это не то, как найти сногсшибательную технологию или концепцию, а то, как воплотить концепцию или технологию в жизнь. Вопреки убеждению каждого ИП, что его новая идея - особенная и уникальная, в действительности так бывает крайне редко. Идей, не обижайтесь, на базаре пучок - пятачок. Особенно в нашей ситуации, когда масса реализованных в англоязычной большой Сети идей еще не повторена на российской почве. А вот людей, которые могут довести задуманное до успешного воплощения - воплощения не просто в код и 'железо', а в работающий и развивающийся ресурс и поддерживающую его команду - и создать на его основе бизнес, приносящий деньги, - таких людей куда меньше, чем идей. Именно в таких людей ВК и стремится вложиться.

    Отсюда два важных вывода: основной актив быстрорастущей компании - это ее команда, люди и их репутация. Вкладываются не в первосортные идеи при второсортных людях, а в первосортных людей при хотя бы и второсортных идеях. Но лучше всего, само собой, чтоб и люди, и идея были первый сорт.

    И естественно, важнее всего сам основатель и глава бизнеса, т. е. ИП. Но что такое идеальный предприниматель и на что он похож - это отдельная тема.

    Миф
    ВК интересуется проектами
    Правда
    ВК интересуется компаниями

    Разница между проектом и компанией требует объяснения. Она состоит, прежде всего, в отношении команды создателей к собственному детищу и в сроке жизни. Компания в частном праве называется латинским термином, который примерно переводится на русский как 'постоянная забота', - предполагается, что она будет существовать столько, сколько возможно, если надо - вечно. Проект же изначально создается для решения некоей конечной задачи и для существования после ее выполнения не приспособлен. После завершения авторы бросают его ржаветь или закрывают и идут делать другой.

    Так вот, проекты ВК, который ориентируется на приобретения и дальнейшую продажу бизнеса, интересны не более чем покупка льда зимой к лету. Хоть лед зимой дешев, а летом дорог, но до осени этот лед не доживет. Проекты не продаются, а закрываются. Разумеется, есть масса желающих платить за проекты деньги - но это потребители проектов. Фирма платит за рекламный ролик. Зрители платят за билеты на матч по футболу или на фильм. Инвестор же никогда не купит фильм, матч или ролик - он купит киностудию, спортклуб или рекламное агентство.
    Большая часть 'инвестиционного бума' прошлого года пришлась на контент-сайты, обладавшие именно всеми чертами проектов. Ориентация всей массы онлайновых газет и новостных сайтов на предвыборную кампанию была более чем очевидной. Именно поэтому говорить о суммах, потраченных на их создание, как об 'инвестициях', не имеет никакого смысла. Как может окупиться накануне выборов популярный сайт, вероятно, всем ясно и так. Но к инвестициям, да и вообще к финансовому миру эта деятельность отношения не имеет.

    ВК интересуют рынки, доходы с продаж, рост оборотов. Он ищет не однодневок, а великой и сияющей перспективы. Разумеется, он тоже мечтает о том, чтобы ваша компания быстро (скажем, через год) вышла на фондовый рынок и стала стоить миллионы и миллиарды долларов, но если ему придется ждать этого момента годами - он будет ждать. Он хочет видеть лидера растущего и развивающегося рынка, а не лидера такого рынка, которого через три месяца и вовсе не будет.

    Миф
    ВК интересует окупаемость
    Правда
    ВК интересует выход

    Запомните это волшебное слово - 'выход'. Инвестор приходит в компанию не навсегда. Его задача - пробыть с ИП до той поры, пока тот не встанет на собственные ноги. После этого он выйдет, чтобы искать других многообещающих новичков, а у ИП на его месте появятся новые инвесторы, с коими он будет видеться раз в год на собрании акционеров. Первый вопрос, который инвестор задает самому себе при входе: 'А когда и где я смогу выйти?'

    'Выход' у инвестора может быть двоякий. Во-первых, через продажу компании целиком другой, более крупной компании. Во-вторых, через IPO (initial public offering - первичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке). IPO в наших условиях - возможность скорее теоретическая, и не потому, что фондовый рынок маловат (было бы желание, а компанию можно зарегистрировать и разместить хотя бы и в Америке, где для этого есть все условия, благо Интернет границ не знает), а потому, что маловата сама Россия. Мало людей с компьютерами, мало выходов в Интернет, мал внутренний рынок товаров и услуг и покупательная способность местных потребителей, наконец. Теоретически можно представить создание у нас собственного фондового рынка Интернет-компаний на базе той же РТС, на котором будет все то же, что и на большом NASDAQе, но практически лучший выход - это, скорее всего, покупка местного лидера мировым лидером.

    В финансовом планировании ВК больше всего интересует не прибыль, а продажи. Феномен Интернет-компаний от 'Амазона' до последнего дот-кома, c непостижимой рыночной стоимостью, при том, что прибыли у них не было и нет, объясняется довольно просто: рынок оценивает, сколько они могут стоить в будущем. Если они создадут стоимость сами для себя - они будут прибыльны. Если они сделают это для других компаний - эти другие заплатят за них хорошие деньги. В любом случае 'созданная' стоимость будет реализована и материализуется в деньги. Для того чтобы достичь высоких результатов, нужно вкладывать деньги сейчас. Что и происходит. Иной вопрос, сбудутся ли эти ожидания в каждом конкретном случае, но общий замысел именно таков. ВК готов покрывать убытки ИП, пока тот движется по восходящей. Но вот если компания и ИП не демонстрируют ни роста клиентуры (скажем, постоянных или зарегистрированных пользователей сайта), ни роста денежных поступлений - тут ВК делать нечего.

    И еще важное замечание: можете вычеркнуть выражение 'контрольный пакет' из своего повседневного словаря и заменить его на слова 'доля' и 'опционы'. Акции - не инструмент контроля, акции - инструмент расчетов и распределения интересов. ВК берет акций на такую сумму, сколько стоит его участие. А прочие распределяются между всеми заинтересованными сторонами, от которых зависит успех дела по принципу 'мы все в одной лодке' и среди которых главное место занимает опять-таки ИП. В венчурном бизнесе акции своей компании - это универсальная валюта. Их раздают новым вице-президентам, приглашенным со стороны; в виде опционов (права на покупку акций по фиксированной цене) выписывают сотрудникам вместо премий; ими платят инвестиционным банкирам и консультантам, а в последнее время их берут в уплату даже за рекламу и юридические услуги. И понятно, на них покупают другие компании.

    А контроль за ИП и его делами ВК осуществляет обычно через места в совете директоров компании либо через специальное соглашение с ИП, по которому ВК будет иметь право вето на все принципиальные решения: привлечение нового финансирования для компании, кадровые решения в отношении ключевых сотрудников и т. п. При этом количество акций в собственности ВК на характер договоренности или количество мест в совете директоров не влияет.

    Интерес же у него простой - добиться того, чтобы компания стоила через месяц больше, чем сегодня, через полгода - больше, чем через месяц, а через два года - больше всех конкурентов. Поэтому в непримиримом конфликте между ВК и ИП по поводу увольнения вице-президента, которого ВК почитает мастером своего дела, а ИП - остолопом, уволенным окажется сам ИП, переставший ловить мышей. Но не следует думать, что ВК в совете директоров - это коварный соглядатай, ждущий момента, когда можно будет воткнуть ИП нож в спину. Как раз наоборот.

    Миф
    ВК - это денежный мешок для ИП
    Правда
    ВК - это партнер и советник ИП

    Сейчас у нас принято думать, что ВК - это просто инвестор в технологический бизнес. Кинул деньги - и сиди, жди, пока с фондового рынка не прибегут трейдеры с криками: 'Продай! За любые деньги!' Вовсе нет. ВК - это инвестор в растущий бизнес. А у растущего бизнеса есть масса специфических проблем. И в отличие от обычных инвесторов, ВК не полагается на то, что ИП преодолеет их сам, а помогает ему, чтобы тот не тратил зря времени на решение проблем, о которые спотыкаются все молодые компании. Найти для бизнеса опытных специалистов, завязать контакты с партнерами, помочь составлять перспективные планы, наконец, просто дать полезный совет, когда возникает непреодолимая проблема, - вот примерный перечень того, что ВК обычно делает для ИП. Это не значит, что ВК будет выполнять за ИП его работу. Это значит, что ИП получает в лице ВК бесплатного консультанта и советника на все руки. На венчурном языке это называется 'синергия' - дополнительный результат от соединения усилий. А поскольку повышенная результативность и в особенности выигранное время в нашем бизнесе зачастую решают, жить бизнесу или быстро и бесславно умереть, - участие ВК нередко бывает критичным.
    И это вновь возвращает нас к вопросу о том, сколько акций, с точки зрения ИП, должен иметь ВК. Столько, сколько оправдывает его присутствие в общей команде. ВК для ИП - еще один ключевой сотрудник с местом в общей лодке и с правом на участие в трофеях от общего похода. Одиночки не добивались успеха и во времена викингов, а уж в наше время и подавно. ВК нужен ИП так же, как и сам ИП нужен ВК. И если вам кажется, что присутствие ВК обходится ИП дороже, чем хотелось бы, - подумайте о том, что лучше иметь 20% компании, которая стоит 10 миллионов, чем иметь 100% компании, которая не стоит ничего.

    Миф
    ВК хочет утащить идею ИП
    Правда
    ВК хочет утащить самого ИП

    Еще один вывод из всего вышесказанного. ИП не надо совать ВК 'соглашение о неразглашении' информации из своего драгоценного бизнес-плана - ВК обидится. Не надо обижать его недоверием. Дело не в том, что ВК как-то особо обидчивы. Просто это с самого начала бросит тень двусмысленности на отношения между ИП и ВК. Если вам с самого начала не доверяют - стоит ли затевать совместную работу?

    Наконец, это просто бессмысленно. ВК и так никому ничего не скажет, даже если ему план ИП не понравится. Его репутация - это его главный инструмент. Украсть бизнес-план можно только один раз - после этого ни от каких ИП никаких бизнес-планов ВК больше никогда не получит. А это для ВК конец карьеры. Более того, если ему понравится план ИП, ему понравится и сам ИП. А если ему план ИП не понравится, он его тем более воровать не станет. Бизнес ВК не в том, чтобы воровать идеи. Если уж он решит рискнуть своей репутацией, то он скорее украдет людей ИП - а для этого ему бизнес-план не нужен. А проще всего, конечно, украсть - т. е. купить - само ИП.

    В моей практике был случай, когда в фирме, создававшей некую технологию, один из двух разработчиков ключевого алгоритма уехал на неделю в отпуск. Через два дня работа встала, так как второй соавтор был не в силах разобраться в той части разработки, которую вел отсутствующий коллега. При том, что оба они представляли себе принцип работы алгоритма от начала до конца, так как сами его и создали. Вот таких масштабов достигает порой разделение труда. Легко ли было бы посторонним людям воспроизвести этот алгоритм по украденным описаниям, можете судить сами.
    ИП не рекламирует бизнес-план. Это бизнес-план рекламирует ИП. В общем, ИП не стоит скупиться на детали - сам ВК все равно воспроизвести со слов ИП его замысел не сможет. Есть только один человек на свете, который способен сделать задуманное ИП так же быстро, так же эффективно и так же самостоятельно, - это сам ИП. Он-то ВК и нужен.

    И вообще, как ни дико это для нас звучит, доверие (не путать с доверчивостью) - извечная основа любого дела. Бизнеса без доверия - сотрудникам, партнерам, директорам - вообще не бывает. Как не бывает без доверия и экономики, и государственности, и общества, и наций, да и вообще ничего. Без взаимного доверия люди - это просто пыль на ветру.

    Примерно так простым языком можно объяснить, в чем состоят те особенности венчурного капиталиста, из-за которых между ним и предпринимателем часто возникает непонимание. Но остается еще один вопрос, который, вероятно, волнует читателей ничуть не меньше, чем все описанное: 'А сколько все-таки стоит моя (или чья-то еще) компания?'

    Но это уже совсем другая история.

    Автор: Аммосов Юрий Павлович - директор группы венчурного финансирования 'ИБГ Никойл'.

    Инвестиции Invest.RIN.RU - Российские и иностранные инвестиции

       Copyright © RIN 2002 -
    *  Обратная связь