Фактически, ценные бумаги создаются на первичном рынке. Именно здесь акции и облигации впервые представляются общественности. Для простоты можно считать термин 'первичный рынок' синонимом IPO - первичного публичного предложения. Желая привлечь средства инвесторов, компания предлагает им свои акции на первичном рынке.
Процесс IPO может быть достаточно сложным, т.к. различные торговые площадки выдвигают свои требования к эмитентам и правила выпуска бумаг, однако в целом схема IPO выглядит так:
Компания, желающая выпустить ценные бумаги, обращается к андеррайтеру, чтобы прояснить юридические и финансовые аспекты планирующейся эмиссии.
Выпускается предварительное заявление, которое отражает все детали выпуска, перспективы и направления деятельности компании. Этот документ называется эмиссионным проспектом. При этом проспект не несет в себе никаких обязательств или обещаний, он является чисто информативным документом, отображающим намерения компании.
Создается Инвестиционный меморандум, в котором отражается планируемое к эмиссии количество ценных бумаг, стоимость каждой акции, дивидендная политика, направления расходования средств инвесторов и пр.
Происходит сбор и аллокация заявок. С этого момента ценные бумаги начинают обращаться на рынке.
На первичном рынке ценные бумаги всегда приобретаются напрямую у компании-эмитента.
Вторичный рынок
Произнося словосочетание 'фондовый рынок', люди обычно имеют в виду именно вторичный рынок, т.е. рынок, где инвесторы (как институциональные, так и частные лица) покупают и продают ценные бумаги друг другу. Компания-эмитент не имеет прямого отношения к операциям со своими ценными бумагами на вторичном рынке. New York Stock Exchange, London Stock Exchange и другие крупнейшие биржи мира относятся именно к вторичному рынку.
Вторичный рынок, в свою очередь, можно подразделить на две большие группы: рынок-аукцион и дилерский рынок. В случае аукциона все заинтересованные участники собираются в одном месте и оглашают цены, по которым они готовы заключать те ли иные торговые операции. Сделки совершаются тогда, когда двое участников предлагают подходящие цены Bid и Ask. Биржа NYSE является ярким примером аукциона.
Дилерский рынок, напротив, не предполагает, что стороны сделки взаимодействуют физически в неком конкретном месте. Участники рынка контактируют благодаря электронным телекоммуникационным каналам (на заре дилерской торговли это были телефоны и факсовые аппараты, сегодня большинство сделок совершается через интернет с помощью торговых терминалов). Маркет-мейкеры предлагают свои цены на торгуемые товары, а дилеры соединяют покупателей и продавцов ценных бумаг, получая вознаграждение в виде комиссии или спрэда за совершение операций. В теории, конкуренция среди маркет-мейкров должна обеспечивать инвесторам лучшие цены. Дилерской является биржа NASDAQ.
Внебиржевой рынок
Существуют также внебиржевые рынки или OTC (over-the-counter). Самым известным внебиржевым рынком, конечно же, является валютный рынок Форекс.
Изначально под внебиржевыми рынками понимали достаточно неорганизованную систему дилерской торговли. Сам термин 'over-the-counter' или 'через стойку', скорее всего, происходит из 1920-ых годов, когда вследствие бычьего бума на Wall Street акции продавались минуя биржу. Т.е. внебиржевой рынок подразумевал продажу незарегистрированных акций. Со временем значение термина внебиржевой рынок претерпело значительные изменения - были введены правила, регулирующие данные рынки. Вообще, NASDAQ создавалась как внебиржевая площадка, но впоследствии она стала одной из основных мировых бирж.
Сегодня термин внебиржевая торговля в отношении ценных бумаг обозначает, что бумаги торгуются посредством электронных досок объявлений (OTCBB) или 'розовыми листками'. Акции, торгующиеся с помощью внебиржевых систем, должны соответствовать меньшему количеству правил, нежели бумаги, торгуемые на официальных биржах. С помощью внебиржевых систем продают и покупают в основном мелкие акции - так называемые penny stocks.
Третий и четвертый рынки
Самостоятельные инвесторы, как правило, не сталкиваются с понятиями 'третий' и 'четвертый' рынок, потому что данные рынки подразумевают торговлю очень значительными объемами ценных бумаг. Частные лица редко располагают такими ресурсами. На третьем рынке брокеры и дилеры взаимодействуют с крупными учреждениями и институтами через внебиржевые системы, а четвертый рынок - это площадка для совершения операций между крупными институциональными участниками. Бумаги, торгуемые на третьем и четвертом рынках, не выводятся на биржу, чтобы избежать изменения цен и вмешательства более мелких участников.
Подводя итог
Как видно, не все описанные рынки и операции оказывают влияние на торговлю частных инвесторов. Но, несмотря на это, общее представление о том, как ценные бумаги попадают на рынок и каким образом могут продаваться и покупаться, является необходимой составляющей успешной инвестиционной стратегии.