Когда речь заходит о деньгах и инвестировании, мы не всегда настолько рациональны, насколько в этом убеждены. Именно поэтому возникла целая область науки, которая объясняет наше порой странное поведение.
Многие из экономических теорий основываются на утверждении о том, что поведение диктуется рациональными мотивами. Этот вопрос является центральным и спорным в теории, называемой теорией поведенческих финансов. Приверженцы этой теории при исследованиях обнаружили ряд доказательств того, что рациональность в поведении преобладает далеко не всегда. Теория поведенческих финансов пытается понять и объяснить, каким образом человеческие эмоции влияют на принимаемые инвестором решения - и результаты их исследований действительно впечатляют.
Факты
В 2001 году исследовательская компания Dalbar выпустила аналитический материал, озаглавленный 'Количественный анализ поведения инвестора', в котором был сделан вывод о том, что среднестатистический инвестор упускает шансы относительно получения существенных возвратов. Исследователи обнаружили, что в течение 17-летнего периода к декабрю 2000 года возвраты по индексу S&P 500 в среднем составляли 16.29% годовых, при этом типичный акционный инвестор достигал лишь 5.32% за тот же временной отрезок. Другие приведенные данные за аналогичный период говорили о том, что среднестатистический инвестор, делающий ставку на бумаги с фиксированным доходом, зарабатывал лишь 6.08% возвратных средств в год, в то время как показатель индекса правительственных акций составлял 11.83%.
Как такое могло произойти? Существует масса возможных объяснений.
Теория сожаления
Теория о страхе испытать сожаление или же просто о чувстве сожаления основана на наблюдении за тем, какова эмоциональная реакция людей на совершенную им ошибку в суждении. Сталкиваясь с возможностью продажи акций, инвесторы начинают думать о ценах, по которым они их купили. Таким образом, они могут избегать возможности продать акции, поскольку не хотят сожалеть о невыгодной сделке (в случае, если разница между ценой покупки и продажи весьма несущественна, отсутствует или же инвесторы при совершении сделки вообще окажутся в минусе). Мы все ненавидим быть неправыми, не правда ли?
Когда инвестор анализирует возможность продажи акций, он должен задать себе вопрос: 'Каковы последствия повторения той же покупки, если эта акция уже была бы ликвидирована, я бы инвестировал в нее снова?' Если ответ 'нет', время продавать, иначе результатом будет сожаление о покупке проигрышной акции и о том, что решил ее не продавать, когда было ясно, что это решение не является эффективным.
Теория сожаления работает также и в отношении инвесторов, когда они обнаруживают, что акции, которые они решили купить, поднялись в цене. Некоторые инвесторы избегают самой возможности испытать сожаление, например, покупая только те бумаги, которые приобретает большинство. Довольно странный факт, но люди обычно чувствуют намного меньшее разочарование, если терпят убытки в отношении популярных акций вместе с другими инвесторами, чем когда теряют на непопулярных и малоизвестных акциях.
Интеллектуальная бухгалтерия
Люди склонны помещать конкретные события в разные психические области, и разница восприятия порой влияет на наше поведение больше, чем сами произошедшие события.
К примеру, вы намереваетесь сходить на спектакль местного театра, билет стоит $20. И вы вдруг обнаруживаете, что вы потеряли $20. Купите ли вы билет в театр, несмотря на эту потерю? Теория поведенческих финансов говорит о том, что примерно 88% людей купят. Теперь давайте предположим, что вы заранее купили билет за $20, но подойдя к театру в день спектакля, обнаружили, что оставили билет дома. Потратите ли вы еще $20 на покупку нового билета? Только 40% респондентов ответили на этот вопрос положительно. Заметьте, кстати, что в обоих сценариях вы теряете $40: разные ситуации, одинаковая сумма денег, различные психические области восприятия ситуаций. Ну не глупо ли?
Пример интеллектуальной бухгалтерии лучше всего иллюстрируется нерешительностью в отношении продажи инструмента, который однажды принес значительную прибыль, а сейчас прибыль оказалась очень несущественной. В условиях экономического бума и бычьего рынка люди привыкают получать солидные размеры прибыли. Когда же рынок падает, инвесторы уже задумываются о том, продавать ли активы ради маленького выигрыша. Они просто обращаются к прошлому опыту и проводят аналогии, не обращая внимания на изменившиеся условия.
Теория перспективы и антипатии
Бесспорно, люди предпочитают получать возвраты, размер которых известен, и это объяснимо. Теория перспективы предполагает, что эмоции людей относительно прибыли и убытков различны. Инвесторы испытывают больший стресс в отношении возможных убытков, степень же удовлетворенности и радости при получении прибыли не столь высока. Финансовый консультант вряд ли получит шквал звонков от клиентов, если они с его помощью заработают, к примеру, $500,000 прибыли. Но можно поклясться, что телефон будет готов взорваться от клиентских звонков в случае $500,000 убытка! Убыток всегда кажется масштабнее прибыли, если даже речь идет об абсолютно идентичных суммах, таким образом, на этом примере мы можем увидеть разницу в ценности денег.
Теория перспективы также объясняет, почему инвесторы продолжают удерживать убыточные акции: люди обычно охотнее принимают на себя риски, стремясь избежать убытков, чем риски для достижения прибыли. По этой причине традиционно инвесторы будут оставаться на рискованных позициях в отношении падающих акций, надеясь, что цены вот-вот изменятся и пойдут вверх.
Теория антипатии обращает внимание на другую причину того, почему инвесторы могут выбрать удерживать убыточные и продавать выигрышные активы. Они просто верят, что сегодняшние потери вскоре смогут превратиться в прибыль.
Фиксация
При отсутствии лучшей или попросту новой информации инвесторы часто предполагают, что рыночная цена - это правильная цена. Они слишком доверяют рыночной ситуации, мнениям и событиям и ошибочно экстраполируют свежие тренды, отличающиеся от исторических, а также долгосрочных.
На бычьем рынке инвестиционные решения часто принимаются под влиянием цен 'якорей', цен, которые считаются значительными из-за их близости к недавно зафиксированным.
Сверхреагирование
Инвесторы получают заряд оптимизма, когда рынок поднимается, поскольку верят, что рост продолжится. И наоборот, они становятся пессимистами во время спада активности. Итог фиксации или придание слишком большой важности происходящим событиям и новостям и одновременное игнорирование исторических данных может вызвать слишком серьезное падение при плохих новостях и слишком высокий рост при хороших.
На пике оптимизма жадность инвесторов способствует тому, что акции становятся переоцененными. В исключительных случаях сверхреагирование на рыночную ситуацию может приводить к панике на рынке и, соответственно, к краху.
Самонадеянность
Обычно люди воспринимают самих себя как нечто исключительное, личность, стоящую над толпой и обладающую уникальными способностями. Они также переоценивают точность и полноту своих знаний - особенно в сравнении со знаниями других. Многие инвесторы убеждены, что они прекрасно знают рынок, однако существует несметное количество признаков, доказывающих обратное. Самонадеянность приводит к повышению количества совершаемых сделок и, соответственно, к неизбежным убыткам.
Аномально ли нерациональное поведение?
Как мы упоминали выше, теория поведенческих финансов противоположна традиционным экономическим теориям. Каждый 'лагерь' пытается объяснить поведение инвесторов и результаты этого поведения. Кто же прав?
Теория, которая наиболее сильно противоречит теории поведенческих финансов - это так называемая гипотеза эффективного рынка (ГЭР). Эта теория утверждает, что рыночные цены реагируют на происходящее (экономические и политические события, новости, заявления и т.д.) и, соответственно, декларирует рациональность инвесторов. Приверженцы ГЭР утверждают, что события, на которых акцентирует внимание теория поведенческих финансов, - не более чем краткосрочные аномалии, случайности, которые исчезают в долгосрочной перспективе, а рынок снова становится эффективным по своей сути.
Заключение
Поведенческие финансы отражают некоторые позиции, связанные с инвестиционной системой. Приверженцы этой теории продолжают доказывать, что инвесторы чаще всего руководствуются иррациональными вещами, порождая неэффективность рынка и неверную оценку ценных бумаг, но при этом ничего не говорят о способах получения прибыли. Вопрос 'Возможно ли использовать теорию поведенческих финансов для эффективного управления собственными инвестициями' остается открытым.