Почему инвестиционный климат в России не улучшается?
Неуспех закономерен и предсказуем. Инвесторы прекрасно помнят политику госкапитализма после 2000-го года с громкими сопутствующими событиями - делом 'ЮКОСа', государственным прессингом по отношению к иностранным компаниям, судебными разбирательствами между российскими и международными компаниями, где, как правило, победа была за российской стороной, 'газовые войны' и прочее.
Россия активно подрывала доверие иностранных и отечественных инвесторов к себе. И что же теперь удивляться и обижаться, когда Запад блокирует российские инвестиции, вступление в ВТО и отказывается от отмены поправки Джексона-Вэника, визового режима и т.д.
Пока почти все инициативы президента - это отмена решений, которые и не стоило принимать изначально, ведь это неправильно, когда представители государства сидят в советах директоров компаний или когда происходит ползучая национализация.
Неспособность и нежелание российских властей и компаний предвидеть последствия своей политики, действий и слов наносят стране и ее предприятиям колоссальный ущерб. В результате теряются деньги и влияние.
До кризиса все иностранные и многие отечественные эксперты, в том числе авторы статьи, предупреждали, что зависимость страны от нефти и газа сверхопасна, а уровень корпоративных долгов чересчур высок.
Никто не слушал, а власти вообще пропагандировала, что Россия возрождается как великая политическая и экономическая держава.
И мало кто понимал очевидную цепочку, вызвавшую кризис. Проблемы Китая с растущими ценами на энергоносители и металлы передались в виде инфляции в Америку, вызвав громадные сложности с ипотеками кредитами, и оттуда проблемы распространились в Европу, поскольку она тесно интегрирована с США и Китаем. А поскольку Европа - самый большой торговый партнер России, спад экономики РФ был только вопросом времени.
Тем не менее, кризис застал власть и бизнес врасплох, и многие еще долго повторяли мантру, мол, 'кризис у них, а нас он не коснется'. Вопреки своим собственным утверждениям, власть отреагировала на ситуацию с большим опозданием. Россия испытала самый большой спад экономики из всех стран G20, притом, что другая политика после 2000 года и быстрое реагирование в 2008-м намного смягчили бы коллапс.
Медведев правильно понимает, что предыдущая политика - тупик, понимает, что России нужны иностранные мозги, know-how, капитал. Он предпринимает попытки реформировать экономику, но так и не сформулировал политику, которая реально улучшила бы положение.
Это непонимание, некомпетентность? Или народ прав - это никому не нужно?
Вот еще два примера, как Россия элементарными ошибками подрывает свой авторитет.
В марте этого года авторы возвращались из командировки в Краснодаре в Москву и на борту взяли журнал 'Эксперт Юг'. В редакционной статье сравнивались форумы в Каннах и в Сочи. В Каннах '...всё происходит строго по графику. Задержки мероприятий если и случаются, то в рамках 'джентльменских' 15 минут. Два-три дня для форума, собирающего сливку мира капитала, слишком короткое время, чтобы можно было тратить драгоценные минуты на ожидание, даже если речь идет о первых лицах. Почему на нашем форуме в Сочи ничего не происходит вовремя - это секрет полишинеля. Половина первого принадлежит Владимиру Путину с его фирменными опозданиями... а на второй день жизнь на многих стендах затухает - Путин уехал, можно расслабиться. Для нас-то это привычное дело - когда и что в России происходит вовремя? Иностранцы же воспринимают это так: если вы не можете вовремя начать форум, то как же вы собирается проводить Олимпиаду?' (Эксперт Юг, ? 11-12 (150-151), 21 марта - 3 апреля 2011).
В прошлом году Минэкономразвития опубликовало план развития Москвы как мирового финансового центра. И слово 'пропаганда' применялось в плане - вызывая смех не только в России, но и по всему миру.
В крайне сложном современном мире необходимо совмещать аналитику, стратегию, прогнозирование, управление рисками, коммуникации в едином долгосрочном плане. И надо делать это на высочайшем уровне: в политике - на уровне первого, второго лица, в бизнесе - на уровне правления.
Кроме того, надо не только развивать правильные стратегии, а рассчитывать, как другие будут на них реагировать. А такому подходу сильно мешает линеарное, однобокое мышление.
Показательно, что в России формирование стратегии в политике и бизнесе остается слабым местом. Такие функции делегируются далеко вниз по иерархической лестнице каждой структуры, при этом обратная связь с верхами отсутствует, другие мнения - в том числе экспертные предупреждения о предстоящих проблемах, если вообще имеются, до власти не доходят. А даже если доходят, первые лица, скорее всего, продолжают делать все 'по-своему'.
Кажется, что в Кремле, правительстве и министерствах, в регионах и больших компаниях нет, например, экспертов, которые могут толком объяснить, как даже одно неправильное слово может испортить имидж страны или структуры.
Бороться с этим очень легко. Нужен кардинально новый подход с сверхграмотной долгосрочной стратегией, рассчитанной на десятилетия вперед. Не зигзаги в политике, а постоянство.
При этом необходимы отличное, безупречное исполнение и правильно 'упакованная' подача. А грамотная коммуникация со стороны и российских властей и бизнеса практически не существует - ни в России, ни за границей.