Инвестиции Бизнес от и до Экономика
Ивестиции Invest.RIN.RU - Российские и иностранные инвестиции   Российская Информационная Сеть
Сегодня:     ENGLISH  

Деловые новости
Инвестиции
Регистрация
Финансирование проектов
  • Предложения
  • Запросы
  • Предприятия
  • Продавцы
  • Покупатели
  • Консультант
  • Словари
  • Статьи, публикации
  • Законы, постановления
  • Литература, книги
  • Личный кабинет
    Бизнес новости
    Сайты для предприятий
    Портал
    Социология и бизнес
    Желтые страницы

    Лучшие тесты
    1. Что думают о вас на работе
    2. Деловая ли вы женщина
    3. Вы и ваша работа
    4. Деловой человек
    5. Оценка потребности в достижении
    6. Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
    7. Какое значение вы придаете деньгам
    8. Настойчивость
    9. Повезло ли вам с начальством
    10. Работа не волк, в лес не убежит
    11. Вкладчик или делец
    12. Ваши успехи на работе
    13. Не слишком ли много вы работаете
    14. Забываете ли вы о работе в свободное время
    15. IQ
    16. Умеете ли вы обращаться с деньгами
    17. Какой вы начальник
    18. Способны ли вы решить свои проблемы
    19. Верите ли вы в себя
    [показать все тесты]

    Наша кнопка:
    Советуем посетить:
  • Аукцион
  • Желтые страницы
  • VIP
  • Бизнес от и до...
  • Маркет
  • Интернет-магазин


  • Список статей

    Комментарии [21]

    Календарные эффекты на фондовом рынке

    Людям свойственны тяга к определенности и стремление отыскивать в явлениях окружающего мира регулярно повторяющиеся события. Возможно, это отголосок приспособления наших предков к естественным суточному, месячному и годовому циклам.
    Аналитикам фондового рынка тоже свойственно отыскивать повторяемость и цикличность в поведении цен, и, конечно же, зависимость рынка от различных календарных дат не обделена вниманием. Наиболее известны на американском рынке 'эффект января' (рост цен акций в январе, существенно превышающий средний рост за другие месяцы) и 'эффект понедельника' (доходности понедельников в среднем существенно ниже средних доходностей в остальные рабочие дни недели), но есть и другие, менее известные. Иногда о них вспоминают с весомой долей иронии, иногда с оптимистическим ожиданием, а бывает, и с оттенками панического ужаса. Существуют ли такие эффекты на самом деле, имеют ли они какое-либо рациональное объяснение и можно ли их использовать в торговле? Вот вопросы, в которых мы и попробуем хотя бы чуть-чуть разобраться.

    ЗНАЧИМОСТЬ ЭФФЕКТА

    Предположим, что несколько дней подряд по дороге к метро нам встречается черная кошка. Какие предположения можно сделать в этом случае? Существует два варианта. Первый заключается в том, что это случайное событие, которое больше не повторится. Второй - что на это есть причина, например где-то по близости у кошки логово, следовательно, встречи с ней возможны и в будущем. Чем чаще ситуация повторяется, тем больше уверенность в существовании причины. Но мы будем полностью уверенны только тогда, когда причина найдется.

    Календарные эффекты на фондовом рынке имеют аналогичную природу: они происходят чаще, чем должны, исходя из нашего представления о случайности, но их причины до конца не ясны.

    Возникает вопрос: можно ли только по наблюдениям за происходящим отличить случайные события от событий, имеющих причину? В статистике разработаны специальные методы, которые называются проверкой статистических гипотез и позволяют делать предположения о природе событий и проверять их. Детали можно найти в любом учебнике по статистике, но общее правило следующее: чем больше наблюдений и чем чаще в них встречается интересующее нас событие, тем более вероятно, что оно имеет неслучайную природу. Однако полной уверенности в этом только методами статистики получить невозможно - всегда остается вероятность ошибки. Поэтому говорят о 'значимости' или 'незначимости' предположения. Применительно к календарным эффектам я буду использовать эти термины в следующем смысле: значимый эффект, в отличие от незначимого, дает возможность сделать статистически обоснованное предположение о его неслучайности и повторении в будущем.

    ДНИ НЕДЕЛИ И МЕСЯЦЫ

    Рассмотрим наиболее известные эффекты календарных месяцев и дней недели для российского и американского рынков. В качестве исходных данных будем использовать данные по индексу Доу-Джонса с 1928-го по 2010 год и по индексу РТС с 1995-го по 2010 год. Рассчитаем для обоих индексов среднее изменение цены закрытия к предыдущему периоду в процентах и вероятность того, что такое изменение будет положительным в течение каждого календарного месяца года и каждого рабочего дня недели (см. графики 1-4).

    Для эффектов месяца значимыми оказываются отклонения среднего изменения цены от нуля и вероятности роста от 0,5 для января, апреля, июля, сентября, ноября и декабря на американском рынке и для февраля, марта, апреля и декабря -на российском. Удивительно, но знаменитый 'эффект января' на американском рынке в индексе Доу-Джонса практически незаметен. Однако просматриваются другие интересные эффекты. Январь, апрель и июль открывают новые кварталы, и средний рост в эти месяцы, значимо отличающийся от нуля, достаточно легко объяснить тем, что за всю историю американского рынка хорошая отчетность выходила чаще, чем плохая. А вот существенный провал в сентябре объяснить сложнее. Одна из гипотез - окончание в сентябре финансового года в США.

    Предполагается, что крупные финансовые организации фиксируют в этом месяце прибыль по открытым на фондовом рынке позициям для того, чтобы продемонстрировать акционерам хорошие результаты за год и распределить бонусы.

    Также не до конца понятными остаются причины предновогоднего ралли, роста цен на американском рынке в ноябре и декабре, которые происходят с вероятностью около 70%. В качестве одной из версий считается предновогодний бум покупок, который приводит к росту прибыли многих американских компаний, и ожидания этого роста толкают вверх котировки. И хотя причины движений рынка в сентябре и декабре до конца не ясны, факт остается. Сентябрьское снижение и предновогодний рост действительно значимы, из чего следует, что когда-нибудь будет найдено и их объяснение.

    На российском рынке (см. графики) поведение цен в разных месяцах отличается от заокеанского. Правда, история нашего рынка еще очень коротка, и пока можно делать предположения о существовании только двух эффектов - весеннего ралли и зимнего ралли. Последнее можно объяснять, например, корреляцией с американским рынком. А вот с весенним сложнее. Наиболее часто предполагают, что оно связано со скупкой акций к закрытию реестров для участия в собраниях акционеров и получения дивидендов, однако это спорный момент.

    Эффекты дня недели еще более загадочны с точки зрения объяснений, поэтому просто констатирую факты. На американском рынке значимыми оказываются эффекты понедельника, когда чаще цены падают, а также среды и пятницы, когда, наоборот, цены в основном растут. В России же более частый рост приходится на понедельник и пятницу. И снова видны отличия. Тяжелый для американцев понедельник оказывается вполне удачным для россиян, и наоборот, в среду, когда американский рынок растет, российский скорее снижается. Правда, для подтверждения эффекта среды на российском рынке пока недостаточно наблюдений.

    Источник: http://algoritmus.ru

    Инвестиции Invest.RIN.RU - Российские и иностранные инвестиции

       Copyright © RIN 2002 -
    *  Обратная связь