Сравнительный анализ способов инвестирования средств в драгоценные металлы
В периоды экономических кризисов традиционно возрастает уровень спроса на драгоценные металлы. Подобный всплеск интереса со стороны инвесторов легко объясним: в условиях нестабильности на финансовых рынках стоимость большинства инвестиционных активов становится трудно прогнозируемой и для инвесторов на первый план выходит желание сохранения своего капитала, а не его преумножение. По этой причине, в целях защиты своих средств от возрастающего уровня экономических рисков, инвесторы выбирают драгоценные металлы в качестве объектов инвестиционной деятельности.
Не стал исключением и нынешний кризис. Так, за первые 8 месяцев 2009 года инвестиционный спрос на золото (покупка слитков и монет) достиг 222,4 т, что превышает значение аналогичного показателя 2008 года на 46,4%. Однако, при этом стоит отметить, что во втором квартале 2009 г. он достиг минимального уровня со времени банкротства Lehman Brothers в сентябре 2008 г. Объем же покупок инвестиционных монет на западных рынках все еще существенно выше среднего уровня (38,7 т), однако ниже рекордных 137,9 т и 92,7 т. второго квартала 2008, и первого квартала 2009 г. соответственно.
Рост спроса на драгоценные металлы наблюдался и в Российской Федерации. Так, по данным Сбербанка в 2008 году физические лица приобрели порядка 250 тонн драгоценных металлов (золото, серебро, платину и палладий). Объемы продаж золота достигли 55 тонн, что в три раза выше аналогичного показателя 2007 года. Количество операций с обезличенными металлическими счетами в 2008 году возросло в четыре раза, а спрос на монеты из драгоценных металлов увеличился в два раза по сравнению с 2007 годом. При этом интерес со стороны граждан к инвестиционным монетам из золота с 'запуском' механизма 'плавной девальвации' рубля в конце прошлого года лишь усилился.
Двукратное увеличение спроса на ювелирные изделия осенью 2008 года также отмечали представители ювелирной промышленности. При этом наибольшей популярностью пользовались ювелирные изделия, обладающие минимальной художественной ценностью.