Сейчас невозможно себе представить любую стройплощадку без экскаватора, проводящего там земляные работы. Наш мир обязан появлению этой чудо техники американцу Отису, который работал над созданием экскаватора в тридцатых годах восемнадцатого века. В то время на территории Соединенных Штатов активно шли работы по прокладке железнодорожных веток и работа Отиса была направлена на решение проблемы нехватки рабочих рук на этих стройках.
Первый экскаватор был паровой машиной с двигателем мощностью 15 лошадиных сил и с одним ковшом, объемом 1,14 кубометров. Он был не полностью поворотным и имел при этом железнодорожную ходовую часть. Все эти технические характеристики могли обеспечить среднюю производительность данной машины на уровне 50-ти кубических метров в час и способность заменять около пятьдесяти человек. На тот момент времени экскаватор полностью поменял отношение к рабочему процессу строителей железных дорог. Через несколько лет определенные усовершенствования экскаватора Отиса позволили заменять почти 200 рабочих. И это был сумасшедший прорыв в то время.
Из Америки первый образец экскаватора прибыл в Англию, правительство которой по достоинству оценило уровень постройки железнодорожных веток в США. В Россию первые экскаваторы прибыли в 1843 году. Это были четыре машины, произведенные Отисом для проведения земляных работ на строительстве Николаевской железной дороги. Однако подрядчики этого строительства недооценили возможности этих машин и со временем – в 1848 году эти экскаваторы были проданы на Урал. И именно тут в Нижнем Тагиле впервые в мировой истории экскаваторы были применены на работах по добыче руд.
В целом во второй половине XIX столетия масштабное строительство железных дорог, а также каналов требовало перемещения громадных масс земляного грунта, с чем не могли справится даже сотни и тысячи рабочих. Это и послужило бурному развитию инженерной мысли для производства целого ряда различных землеройных машин. В России первый отечественный экскаватор был построен в 1902 году. Это была неполноповоротая модель экскаватора на железнодорожном ходу. Его сменный ковш, объемом 2,3 кубических метров имел производительность 100-300 куб.м./час. А общая масса машины достигала 60-75 тонн. Всего в Санк-Петербурге на Путиловском заводе до 1917 году включительно было изготовлено 35 таких экскаваторов.
Дата публикации: 14.12.12